История создания ГЗ ЗГО

История развития гражданской обороны в г. Златоусте

 Начало

Истоки государственной организации защиты населения в России берут начало в феврале 1918 года в г.Петрограде. Здесь для борьбы с германской авиацией  был организован Революционный комитет обороны Петрограда во главе с Я.М.Свердловым. Одновременно создана противовоздушная оборона города Петрограда.

 В связи с увеличившейся военной угрозой в конце 1930 года по всей стране была начата подготовка кадров для местной противовоздушной обороны (МПВО).

4 октября 1932 года Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Советского Союза. Этот документ послужил основой для создания местной противовоздушной обороны (МПВО), призванной защищать население и экономику страны от нападения противника с воздуха.

 Военное время

2 июля 1941 года Совет народных комиссаров издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Через два дня, 4 июля 1941 года в городе Златоуст был создан городской штаб МПВО в составе: Шатохин А.С. (председатель горисполкома), Устинов Д.С. секретарь ГК ВКП (б), Щелконогов И.А. (начальник горотдела НКВД), Конов А.И. (директор завода им. Ленина), Полетаев (директор завода № 54), Дмитриев Д.З. (директор металлургического завода), Тимофеев (начальник политотдела отделения ЮУЖД). Начальником штаба МПВО утвердили Шатохина А.С.»

         Решением горисполкома от 4.10.1941 г.  (протокол №41) на территории Златоуста было образовано 17 участков МПВО.

При штабе МПВО были созданы службы:

%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8-%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%82

  • Охраны общественного порядка и наблюдения (Чичиланов);
  • Связи и оповешения (Филиппович);
  • Противопожарной охраны (Московский);
  • Аварийно-восстановительная (Чудковский);
  • Медико-санитарная (Гордиенко);
  • Противохимическая (Телегин);
  • Светомаскировки (Морозов);
  • Сооружений убежищ МПВО (Пильщиков);
  • Маскировки МПВО (Школьников);
  • Ветеринарного наблюдения (Воробьев);
  • Транпортно-эвакуационная (Зима).

     В апреле 1942 года состоялось заседание Исполнительного комитета Советского района Совета депутатов трудящихся, на котором рассматривался вопрос о подготовке населения г.Златоуста к МПВО. Выписка из протокола № 4 от 20.04.42 г. гласит: «Исполнительный комитет Советского района Совета народных депутатов считает, что обучение населения по противовоздушной и противохимической обороне и подготовку групп самозащиты проводить одновременно с подготовкой командного состава, график составить так, чтобы были выделены отдельные дни занятий по каждому виду обучения (занятия с населением группами самозащиты и командным составом)».

     Далее была составлена «Разверстка по предприятиям и учреждениям Советского района по выделению количества людей для подготовки на звание инструктора ПВХО», всего 24 предприятия города, людей – 70 человек.

     В ней было сказано: «немедленно приступить к подготовке трудящихся в возрасте от 16 до 60 лет и по предприятиям и учреждениям в полном объеме знаний по ПВХО и ГСО 1-й ступени с таким расчетом, чтобы обучение закончить полностью в мае месяце и принять зачеты». Далее была сделана приписка «Невыполнение данного требования будет рассматриваться как срыв важнейшего правительственного мероприятия».

     Для лучшего охвата населения обучением по ПВХО и ГОС 1-й ступени в городе были утверждены штабы МПВО в количестве шести штабов по принципу участкового деления милиции и было организовано обучение инструкторов ПВХО по 84-часовой программе в количестве 50 человек (протокол №6 от 18.05.1942 г.)

Вскоре было принято решение об организации камеры окуривания при Златоустовском городском Совете Осоавиахима. Под организацию камеры было передано помещение павильона, находящегося на углу улицы Плеханова и Косотурской. С 10 августа 1942 года камера окуривания введена в действие (протокол заседания исполнительного комитета Златоустовского городского совета депутатов трудящихся №18 от 26.06 1942г.)

     Для обеспечения МПВО города были созданы участковые формирования МПВО военнообязанных, объектовые формирования на предприятиях,  планировались годные подвальные помещения под бомбоубежища. Особое внимание уделялось светомаскировке города, обеспечению бесперебойной работы предприятий, выполняющих заказы для  фронта.

     Следует отметить большую работу МПВО в создании эвакопункта в городе, который  должен был формировать и принимать эшелоны эвакуированных предприятий и людей в 1941-1942 г.г.

     Значительный вклад в укрепление МПВО, особенно в годы войны внесли местные органы печати. Редакция местной газеты «Большевистское слово» (ныне «Златоустовский рабочий») выпустила в свет немало материалов по МПВО, различные наставления, инструкции, положения. Так в протоколе №19 от 25.06.43г. читаем: «В целях широкой популяризации правил поведения по МПВО среди населения г.Златоуста – обязать редакцию газеты «Большевистское слово» опубликовать правила поведения населения и обязанности граждан, руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений и домоуправлений по МПВО по г.Златоусту, издать правила в виде плаката в количестве 100 экз., а все руководители предприятий и учреждений обязаны эти правила вывесить на видных местах».

Послевоенные годы

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашистской агрессии. Значительный вклад в ее решение внесли органы управления и силы местной противовоздушной обороны. Продолжалась работа по совершенствованию защиты населения, предприятий, учреждений от нападения с воздуха. В городе начал накапливаться фонд защитных сооружений. Так в 1956 году было построено первое защитное сооружение (под кинотеатром «Урал»).

     Активно выполнялись мероприятия по противорадиационной и противохимической защите. Предусматривалось создание резерва средств индивидуальной защиты.

     В январе-феврале 1950 года штаб МПВО был укомплектован кадровыми военными. Начальником МПВО города был назначен председатель горисполкома Латвешев Т.Л. (приказ №5 от 27.02.50г), на должность начальника штаба МПВО Лениского района назначен лейтенант Зубов А.С. (приказ №7 от 18.03.50), начальником штаба Сталинского района назначен капитан Пономарев Д.И. (приказ №27 от 18.05.50), начальником штаба Ново-Златоустовского района – капитан Исламов Б.С. (приказ № 9 от 4.01.51г.). Приказом управления МПВО Челябинской области № 411 от 30.07.51 г. начальником управления службы МПВО нашего города назначен майор Кашин И.М., а с мая 1955 года – капитан Устинов А.А.

В апреле 1956 года утверждено новое «Положение о МПВО Союза СССР», в котором была определена главная задача: «Всеобщее обязательное обучение населения мерам защиты от средств массового уничтожения». Местная противовоздушная оборона определялась как система общегосударственных оборонных мероприятий по защите населения от атомного оружия и других современных средств поражения, обеспечивающая надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а так же выполнения неотложных аварийно-спасательных работ очагах поражения».

         В это время штаб МПВО нашего города состоял из 15 человек офицерского состава, 15 человек личного состава и вольнонаемных. Большое внимание уделялось обучению населения способам защиты от оружия массового поражения.

Был издан приказ об организации учебы по МПВО. Определен день учебы – понедельник каждой недели с 18 ч. до 21 ч. в штабе ГО города по улице Ленина, дом № 19. Очень строгие меры принимались к тем, кто не являлся на занятия.

От МПВО к Гражданской обороне

В 1961 году система МПВО была преобразована в систему гражданской обороны и утверждена ее организационная структура. Обусловлено это было появлением ракетно-ядерного оружия, способного опустошить целые города. Нужна была уже не местная оборона отдельных городов и районов, а защита страны, населения и экономики. Все граждане должны были знать свои обязанности по сигналам оповещения ГО, уметь пользоваться средствами защиты, строить укрытия, знать порядок и правила эвакуации, уметь оказывать само- и взаимопомощь при поражениях.

     В апреле 1960 года в связи с реорганизацией системы МПВО все офицеры городского штаба МПВО были уволены (приказ начальника МПВО от 4 апреля 1960 года). В штабе был оставлен только вольнонаемный и вахтерский состав – всего 15 человек.

К выполнению мероприятий ГО и обеспечению действий ее сил привлекались различные организации города.

              В эти годы решались (начиная с 1960 г.) масштабные задачи по защите населения и народного хозяйства, обусловленные наличием у вероятного противника ядерного оружия, поэтому в нашем городе шло интенсивное строительство защитных сооружений на таких предприятиях, как Златоустовский машиностроительный завод, Златоустовский металлургический завод и др.

     Большое внимание уделялось мероприятиям по обеспечению медицинской помощи населению города в условиях применения атомного оружия.

     Поскольку основным способом защиты населения была определена эвакуация, для ее осуществления создавались эвакокомиссии, разрабатывались планы эвакуации.      Проводилось обучение населения города по противоатомной защите, изыскивались пути повышения устойчивости работы предприятий города в условиях применения условным противником оружия массового поражения.

     С изменением военно-стратегической обстановки в начале 70-х годов, когда вероятный противник взял на вооружение концепцию «первого обезоруживающего удара» перед городским штабом ГО встала задача повысить эффективность защиты населения, а это значит – повысить устойчивость работы объектов экономики, проведение спасательных и неотложных работ, оказание помощи пострадавшим, подготовка, поддержание в постоянной готовности сил ГО, пунктов управления (первый городской пункт управления располагался в защитном сооружении под кинотеатром «Урал»), системы оповещения и связи. В городе выполнялись мероприятия по противорадиационной и противохимической защите, накапливались средства индивидуальной защиты, строились защитные сооружения.

         В 1976 году правительство приняло решение о возложении на гражданскую оборону задачи по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время, и она определялась как одна из важнейших. В практику вошли командно-штабные учения по устойчивости функционирования. Ряд таких учений был проведен под руководством Зиборова Г.Н., возглавлявшим штаб ГО города до 1980 г. В это время важная роль отводилась службам ГО. Ответственность за их создание и подготовку возлагалась на руководителей объектов народного хозяйства.

         С 1980 г. (после того, когда впервые Советом обороны СССР был утвержден План ГО СССР), в городском штабе ГО под руководством начальника штаба Зыбина Н.Т., стал разрабатываться План ГО. Стали проводиться учения по гражданской обороне с привлечением невоенизированных формирований, с отработкой вопросов управления при переводе ГО с мирного на военное положение. Все больше в практику входили и объектовые учения, на которых штабы ГО, службы ГО, командиры невоенизированных формирований приобретали опыт работы в особых условиях.

80-е годы, разрядка международной напряженности

          Постепенно жизнь начала поворачивать гражданскую оборону от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году заставила по новому взглянуть на роль и предназначение гражданской обороны в мирное время. Она стала серьезным испытанием для системы ГО. Руководил в это время городским штабом ГО полковник Воропаев Т.Т.

        Приоритетной задачей стала деятельность по предупреждению и ликвидации аварий, бедствий в мирное время. Большое внимание в работе городского штаба ГО стали уделять планированию мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, прогнозированию возможных вариантов обстановки в той или иной экстремальной обстановке.

                   Это было время переориентации на решение задач по защите населения в мирное время от последствий стихийных бедствий и проведение спасательных и других неотложных работ. Штаб ГО в это время стал разрабатывать два плана: план на военное время и план на случай возможных стихийных бедствий – на мирное время. В основу защиты населения закладывались такие направления деятельности, как разработка предупредительных мер, строительство систем централизованного и локального оповещения и информирование населения при ЧС. Это был период создания Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РФ образован Российский корпус спасателей. В 1992 году вышло постановление Правительства РФ о создании Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В этом же году образуются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

%d1%80%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c3

         Большой вклад в перестройку ГО на городском уровне внес полковник Соколов Д.Н., возглавлявший штаб ГО с 1990 по 1995 г.г. В эти годы повысилась эффективность и оперативность управления в чрезвычайных ситуациях. Способствовало этому созданная на уровне главы города постоянная чрезвычайная комиссия (первым председателем которой был Рустин И.Н.). Комиссия координировала действия организаций, органов управления и сил в решении  внезапно возникающих задач, а так же при ликвидации ЧС. С 1995 года, когда важной составляющей деятельности РСЧС была, прежде всего, ликвидация чрезвычайных ситуаций, штаб по делам ГО и ЧС города возглавил полковник Тринченко В.И. (ликвидатор последствий Чернобыльской аварии в 1986 г.).

                   С августа 2001г. по февраль 2005 управление по делам ГО и ЧС возглавлял полковник Стародубцев А.Н., который принимал активное участие в конртеррористической операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской республике в 2000-2001 г.г.

%d1%80%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-4

    От гражданской обороны к гражданской защите

        До 2006 года  управление по делам ГО и ЧС было укомплектовано военнослужащими и служащими. Для подготовки и переподготовки руководящего и командно-начальствующего состава и специалистов ГО в городе созданы и постоянно работали курсы гражданской обороны.

        1 февраля 2006 года было создано Муниципальное учреждение «Гражданская защита Златоустовского городского округа», которое призвано решать задачи в области защиты населения и территории Златоустовского городского округа от чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности и безопасности жизни людей на водных объектах. Его руководителем назначен Стародубцев А.Н., исполнявший эти обязанности до последних дней своей жизни. После его смерти  в мае 2014 г. на его место назначена Киселева И.Л., а с 2015 г. руководителем стал Кухлевский С.А.

         Учреждение является рабочим органом комиссии по ЧС  и ОПБ Златоустовского городского округа и выполняет управленческие функции в Златоустовском городском звене Челябинской областной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) и ГО. С его помощью проведены мероприятия по организации работы антитеррористической комиссии Златоустовского городского округа.

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) «01» , которая создана с 1 ноября 2003 г. укомплектована современными системами связи, многоканальными и прямыми телефонными линиями. При МУ «Гражданская защита ЗГО» работают курсы гражданской защиты, которые решают вопросы обучения населения по гражданской обороне, защите от ЧС. Ежегодно на курсах ГЗ  проходят подготовку должностные лица по ГОЧС.

В сентябре 2007 года в МУ «Гражданская защита ЗГО» организован отдел противопожарной безопасности  для обучения мерам пожарной безопасности жителей  и проведению мероприятий по предупреждению гибели людей на водных объектах.

За годы существования гражданской обороны СССР удалось подготовить и укрепить солидную материально — техническую базу. Она стала фундаментом для создания централизованной системы оповещения, фонда убежищ и укрытий, средств индивидуальной защиты, запасов технических средств и приборов для оснащения невоенизированных формирований, соединений и частей гражданской обороны.

Опыт функционирования РСЧС показал ее способность достаточно эффективно противостоять потенциальным опасностям и непосредственным угрозам природного и техногенного характера.

%d0%b1%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d1%80-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f